«- Спаси, господи, и помилуй папу, маму, няню, Асю, Андрюшу, Наташу, Машу и Андрея Белого…
- Ну помолилась за Андрея Белого, теперь за Сашу Черного помолись!
Самое забавное, что нянька и не подозревала о существовании Саши Черного (а существовал ли он уже тогда? 1916 год), что она его в противовес: противоцвет Андрею Белому – сама сочинила, по женскому деревенскому добросердечию смягчив полное имя на уменьшительное…»
Так в противоцвет, но не в противосмысл упоминает Марина Цветаева поэта Сашу Черного в начале своего эссе об Андрее Белом. И более того, стоит сопрячь эти слова с названием самого эссе, и получается еще одно определение поэтического мира и образа Саши Черного. «Пленный дух» - так называет Цветаева свои размышления и воспоминания о Белом. Она говорит о пленении стихии поэтического обыденной оболочки жизни. Пленный дух. Можно повторить это определение и о стихии поэтической жизни Черного. Только в его случае стремление к чистейшей душе, к ясности ума и слова, порядочности поступка рвалось из оков пошлого, никчемного, тупого существования. Пленный дух поэзии в сатире, лирический голос, вынужденный смеяться и высмеивать. Видимые миру слезы и смех, не щадящие себя, потому что и собственная душа в тех же оковах, что и тех, о ком он говорит. Еще одна трагическая судьба.
Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) родился в 1880 году в Одессе.
С 1905 года сотрудничал в сатирическом журнале «Зритель» в Петербурге, с которым связал свою поэтическую судьбу. Начав печататься в массовых, как бы сказали теперь, журналах, он в 1908 году становится одним из ведущих поэтов «Сатирикона».
Растерявшийся, не нашедший себе места в новой действительности, Саша Черный эмигрирует в 1920 году. Живет сначала в Литве, Берлине, потом – Франции. Поэт переживает душевный кризис.
В 1932 году Саша Черный трагически погибает, спасая из пожара детей на соседской ферме.
Плененный дух обрел освобождение. Поэт погиб.
Поэзия Саши Черного плохо знакома современному писателю. И дело здесь не только в том, что издавался мало. Дело в той опаске, с которой он издавался. Жестка, убийственная его горькая саркастическая Муза, искренен голос, беспощадно слово, но сопричастна к боли душа. И это редкое сочетание делает сатирическую лирику (или лирическую сатиру?) Саши Черного уникальным явлением в русской поэзии начала ХХ века. Бытописец толпы и ее обличитель, судья гражданского бессилия и защитник человеческой незащищенности, он всегда писал об одном – о необходимости жить по чести, любви, о необходимости жить достойно. И этот главный смысл творчества поэта делает необходимым введение его имени в широкий контекст круга чтения современного человека, проверяя читателя на духовную зрелость и милосердие.
главная страница ~ поэты ~ "С" ~ Саша Черный ~ "ЭТИ ВИРШИ, СМЕШНЫЕ И СТРАННЫЕ" ~ СОДЕРЖАНИЕ ~ Предисловие