Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наш опрос

Нашли то, что искали?
Всего ответов: 186

Друзья сайта

Статистика

Категории раздела

Саша Чёрный [1]
Саша Чёрный
Работа сайта [1]
JavaScript [3]
Полезные скрипты для простых смертных...
Style [1]
Все, что касается графичекого оформления сайта
Иоганн Вольфганг Гете [1]
все что с ним связано
Электронные/цифровые открытки [1]
Проза [1]
Афанасий Афанасьевич Фет [1]
Афанасий Афанасьевич Фет
Андрей Андреевич Вознесенский [1]
Андрей Андреевич Вознесенский(12 мая 1933, Москва — 1 июня 2010[1], Москва)
Иван Алексеевич Бунин [1]
все что касается автора
Flash [1]
Жизнь UCOZ [0]
Все скандальные и не очень событи
Самуил Яковлевич Маршак [2]
Самуил Яковлевич Маршак
Николай Новиков [1]
Иван Андреевич Крылов [1]
Иван Андреевич Крылов
Революционное мышление [1]
Для того, кто стремится к свободе...
главная страница ~ поэты ~ "С" ~ Саша Черный ~ "ЭТИ ВИРШИ, СМЕШНЫЕ И СТРАННЫЕ" ~ СОДЕРЖАНИЕ ~ А.КУПРИН - О САШЕ ЧЕРНОМ

А.КУПРИН

 

О САШЕ ЧЕРНОМ

 

Среди современных поэтов Саша Черный стоит совершенно особняком, в гордом, равнодушном и немного презрительном одиночестве. Да и не похож он на тех, которые хотят поочередно по редакциям и рекламируют кудрявыми словами творчество друг друга и, сделав из журнала узкую лавочку напряженного и непонятного словоблудия, оголившись, с полной развязностью сами себя провозглашают гениями, а всех бывших до сих пор поэтов предтечами; на тех, кто, едва народившись на литературный свет, уже пропитаны злобой, завистью, узкой сектантской нетерпимостью к другим толкам, - читают сумбурные лекции сами о себе и друг о друге, не подозревая того, что публика ходит смотреть на них с такими же чувствами, как она смотрит на них в паноптикуме на трехголового теленка, Юлию Пастрану или на Родику и Додику – сиамских близнецов.

Пренебрегая тем, что весь их успех – успех скандала, эти литературные младенцы, еще не владея членораздельной человеческой речью, уже тянутся к гонорару, как к соске, и, еще не научившись ходить, воздвигают себе постаменты для будущих памятников.

Саша Черный – один. И в этом-то и заключается прелесть его оригинальной личности, и оттого-то у него имеется  еще пока еще немного поклонников и хвалителей, на зато этим поклонникам – друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекая в причудливые , капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов.

 

Поистине Саша Черный не мог бы применить к себе слова одного Французского писателя: «Я пишу не для многих; и если меня поймут два или даже один человек, - я и этим буду доволен; если меня не признает никто, я удовольствием буду писать для самого себя». И возможно, что именно по этой причине его не поняла, не почувствовала, не поставила в красный угол наша несправедливая, пристрастная, архибезвкусная, кумовская, мамадышская критика.

Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта.

Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением, свей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саш Черного скромные, благоуханные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.

Узость, мелочность скука и подлость обывательщины отражаются у Саши Черного чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящие его только с Чеховым, совсем независимо от влияния великого художника. И так же, как Чехов, Саша Черный необычайно мил, прост, весел, трогателен и бесконечно увлекателен, когда он пишет для детей или о детях. Произведения последнего рода читаются и воспринимаются с одинаковым наслаждением как взрослыми, так и детьми. И если бы для ношения венца славы не  надо было вытребовать патента в полицейском участке критики, то я бы сказал, что дарования есть признак несомненного большого, искреннего таланта; а другой признак, и, по-моему, не менее явный, это, несмотря на разнообразие мотивов, тем и настроений, редкое качество, отличающее избранников, - свой собственный, единственный, ни на кого не похожий тембр. Читатель с чутким ухом, прочитавши или услыхавши любые его четыре строчки, непременно радостно воскликнет: «Ах. Боже мой! Да ведь это Саша Черный!»

Как благородно злы его стихотворения, заключенные в цикле под общим заглавием «У немцев».

И какая там тонко изощренная наблюдательность, какая меткость и точность эпитетов  и какая выпуклая, почти осязаемая изобразительность!

Читатель точно видит этих каналий повсюду – в дачном пансионе, в немецком лесу с прилизанными дорожками, шоколадными автоматами, с корзинами для рваной бумаги, с надписями на скамьях и на уборных, со всей нелепой аккуратностью, которая доводит Сашу Черного до крайности.

… Озираясь, блудливой походкою,

Влез я в чащу с азартом мальчишки,

Потихоньку пошаркал подметкою

И сорвал две еловые шишки.

Видишь, как они гуляют ins Grǜne, как они торгуют могилами своих великих писателей; видишь их на рынке, на публичных лекциях; видишь их идиотских корпорантов -  на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин – эту огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами кайзера;

Видишь детей, юношей, стариков, старух, девушек и самок («раскрахмаленных лангуст»).

И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая маршировка в ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшачья надменность и плоская, самодовольная тупость.

Ах, в теперешние дни с каким жгучим, опьяняющим, тонко чувствующим и глубоко думающим лириком -  - в красках, в звуках, в сатире, и быте, и светлых нежно-чувственных образах природы.

Я бы сказал: «Да будет ему триумф», если бы только этот сдержанный, молчаливый человек с печальными темными глазами и светлой детской улыбкой придавал триумфу какое-нибудь значение.

Но тогда от чего же не указать на его единственный, но существенный недостаток – он гораздо слабее своего таланта тогда, когда пишет сатирические стихи на злобу дня – о Думе, о политике, Гучкове, Милюкове и т.п. А надо сказать, что такие стихи он пробовал писать, когда сотрудничал в «Сатириконе», и писал их, очевидно подчиняясь общему настроению сотрудников этого журнала. Саша Черный чувствует и мыслит более глубоко, и жертвы его сатиры не господа: «А», «В», «С», «Д», а типичные пошлость, скука, лень, равнодушие и тихое оподление современной жизни.

 

29 мая 1015 г. Гатчина




главная страница ~ поэты ~ "С" ~ Саша Черный ~ "ЭТИ ВИРШИ, СМЕШНЫЕ И СТРАННЫЕ" ~ СОДЕРЖАНИЕ ~ А.КУПРИН - О САШЕ ЧЕРНОМ



ВНИМАНИЕ!
Весь материал на сате предоставлен исключительно для ознакомления, без цели коммерческого использования!
Права относительно материала принадлежат их законным правообладателям!
Любое копирование и распространение материала с данного ресурса запрещено!
Пожалуйста, если Вам что-то понравилось из представленного материала на сайте,купите это в магазине.